РЕЗОЛЮЦИЯ
по итогам работы секций конференции
«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ», посвящённой празднованию Всемирного дня качества
г. Алматы 10.11.2022 года
РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ СЕКЦИИ 1
«ОБРАЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ»
Модератор: Романовская Светлана Юрьевна (Председатель Правления «Национальной Лиги потребителей Казахстана»)
На секции обсуждались вопросы:
- Инфраструктура качества в Германии и Европейском Союзе - основа размещения безопасных и качественных продуктов на рынке Европейского Союза и Германии;
- Развитие стандартизации как элемента инфраструктуры качества: результаты и перспективы;
- Эффективные механизмы мотивации товаропроизводителей к производству качественной продукции;
- Создание эффективной и действенной национальной инфраструктуры качества для поддержки конкурентоспособности предприятий.
По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения и рекомендации:
1) Взять за основу единую систему оценки инфраструктуры качества товаров Германии и Европейского Союза, которая включает в себя следующие аспекты: оценка соответствия, тестирование, инспекция, сертификация, стандартизация, метрология, аккредитация, нормативно-правовая база и национальная политика в области качества с целью выпуска на рынок Республики Казахстан безопасных и качественных товаров;
2) Продолжить развитие стандартизации как элемента инфраструктуры качества путем введения новых и отвечающих требованиям времени стандартов качества работ и услуг с целью обеспечения гарантий качества товаров и услуг. Для этого необходимо развивать международное сотрудничество уполномоченных государственных органов в сфере стандартизации, что в перспективе даст толчок для развития производства, отвечающего международным стандартам. На сегодняшний день необходимо определить точки соприкосновения национальных стандартов Европейских стран и стран СНГ (возможность введения общих стандартов) для решения такой задачи, как выпуск качественных товаров и услуг;
3) Усилить эффективные механизмы мотивации товаропроизводителей, в первую очередь, со стороны государства в период сложной экономической ситуации в мире. Такими методами мотивации могут быть: финансовая/налоговая мотивация – проработка механизмов финансовой поддержки товаропроизводителей от лица государства путем предоставления скидок/субсидий и иных финансовых преференций по итогам определенного временного периода на основании количества и качества выпущенной продукции, определяемой специальной комиссией путем подачи заявки на участие в конкурсе. Помощь государства в выходе на зарубежный рынок или в поиске инвесторов – при условии положительных результатов количества и качества произведенной продукции и условии успешного прохождения более определенного количества раз вышеуказанного варианта конкурса, производителю оказывается помощь в выходе на зарубежные рынки и поиске инвесторов. При этом требуется наличие плана на определенный временной период и иные материалы с целью привлечения внимания инвесторов как на территории страны, так и за ее пределами.
4) Национальная инфраструктура качества должна включать в себя обширный комплекс мер, куда также может входить все вышеперечисленное. Необходим действенный метод борьбы с контрафактной и не отвечающей стандартам качества продукцией. В то время, когда на рынке находится большое количество продукции сомнительного качества, невозможно говорить о конкурентоспособности. Также необходимо, чтобы и потребитель путем защиты своих прав, мог влиять на качество товаров и услуг. С этой целью требуется введение потребительского образования в ВУЗах. Потребитель, который знает и умеет защищать свои права — это огромный шаг, на пути к созданию эффективной и действенной национальной инфраструктуры качества. В итоге, главную роль в построении качественного и безопасного рынка должно играть государство и от того, какие меры оно предпримет и насколько действенными они будут, от того и будет зависеть качество жизни народа Казахстана.
РЕЗОЛЮЦИИ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ СЕКЦИИ 2
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
Модератор: Абайулы Болат (Заместитель руководителя департамента анализа и систематизации КазСтандарт)
На секции обсуждались вопросы:
- Роль международных стандартов в повышении качества жизни;
- TQM как инструмент устойчивого развития предприятия;
- Управление рисками процессов качества;
- Повышение энергоэффективности жилых зданий - комфорт и рост качества жизни;
- Пути внедрения стандартов в Казахстане;
- Роль потребителя в процессе повышения качества и важность участия потребителя в процессе стандартизации.
По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения и рекомендации:
1) КазСтандарт проработать вопрос внедрения международных стандартов в области повышения качества жизни;
2) КазСтандарт совместно с техническими комитетами по стандартизации проработать вопрос адаптации и внедрения стандартов по TQM;
3) КазСтандарт совместно с Национальной лигой потребителей разработать механизм вовлечения потребителей в процесс разработки стандартов;
4) КазСтандарт совместно с заинтересованными государственными органами и организациями сформировать механизм внедрения стандартов в Казахстане (за исключением внедрения и применения стандартов в качестве ссылочных в НПА);
5) КазСтандарт Академии предусмотреть дисциплины по управлению рисками процессов качества в своей образовательной программе для бакалавров и магистров.
РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ СЕКЦИИ 3
«КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ТРУДОУСТРОЙСТВО»
Модератор: Шамшилдаева Айгуль Абдуллаевна (Член Ассоциации HR менеджеров)
На секции обсуждались вопросы:
- выпускники школ не владеют знаниями и навыками, необходимыми для студентов 1 курса технических ВУЗов, например, не владеют навыками черчения;
- выпускники ВУЗов не готовы сразу выполнять работу;
- человеческий капитал – основа модернизации экономики;
- международный, национальный и региональный опыт реализации образовательных программ инженерного профиля;
- проблемы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для системы технического регулирования и метрологии;
- формирование современной модели подготовки кадров для сферы технического регулирования и метрологии;
- практики и инструменты формирования ключевых компетенций цифровой экономики у обучающихся всех направлений подготовки, а также программы переподготовки профессорско-преподавательского состава;
- развитие дуального образования в совместной интеграции ВУЗов РК с филиалами КазСтандарт;
- образовательные технологии и их влияние на повышение качества образовательного процесса.
По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения и рекомендации:
1) Считать состоявшимся плодотворный обмен опытом проведения исследований и практических разработок, а также внедрения полученных результатов в сфере технического регулирования и метрологии в методику научной и учебно-методической работы организаций высшего профессионального образования (ОВПО) и колледжей;
2) Ориентировать образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации по направлению «Стандартизация, сертификация и метрология» на результаты обучения и учитывать требования соответствующих профессиональных стандартов для реализации комплексной системы подтверждения соответствия и присвоения квалификаций. При разработке образовательных программ должны учитываться Национальная рамка квалификаций, Атлас новых профессий и компетенций Казахстана, Дублинские дескрипторы и Европейская рамка квалификаций;
3) Рекомендовать повышать осведомленность общественности, особенно организаций по обучению, о возможностях международных аккредитаций для институтов/организаций образования;
4) Разработать стратегию и проработать механизмы значительного улучшения качества дошкольного, школьного образования, а также обучения в ВУЗах страны с применением инновационных технологий;
5) Разработать стратегию по вводу ВУЗов РК в топ-500 глобального международного рейтинга (хотя бы как 1 этап до 2040 г.);
6) Рекомендовать наладить диалог между МОН РК, МТСЗ РК и работодателями с целью:
a. определения потребности работодателей в кадрах, конкретных специальностях, чтобы ВУЗы могли готовить необходимых специалистов;
b. определения/уточнения требований по знаниям и навыкам, которыми должны владеть выпускники общеобразовательных школ с учетом требований для поступающие в ВУЗы;
7) Разработать/обновить стандарты по качеству образования с учётом современных реалий, инновационных технологий и взглядом в будущее для обеспечения устойчивого прогресса и развития страны, выхода её в передовые державы - в топ 50 до 2050 года;
8) Активизировать и считать приоритетным внедрение цифровизации в образовательную сферу в части подготовки и переподготовки кадров и получения соответствующих компетенций;
9) Способствовать расширению участия работодателей в процессе сертификации выпускников по направлению «Стандартизация, сертификация и метрология»;
10) Развивать новые формы связи науки, образования и производства как механизма подготовки кадров для сферы технического регулирования и метрологии;
11) Включить дисциплины «Стандартизация, сертификация и метрология» и «Графика и проектирование» во все технические образовательные программы.